Navigation

Эти советы записаны в произвольном порядке. На мой взгляд, все они одинаково важны. Наверняка, какие-то из них вы слышали ранее или они вам самим приходили в голову.

1) Лидер связки должен делать все, что нужно для обеспечения безопасности. Если нужно — страховаться через 1.5 метра. Если это займет час — ОК.

2) Второй должен пытаться лезть быстро. Если не умеет — учится этому, постоянно совершенствуя навыки по извлечению точек страховки.

3) Не топчитесь по веревке, старайтесь, чтобы он была аккуратно сложена. Если веревка запутается ниже вас, позже могут возникнуть проблемы.

4) Всегда ищите возможности для самосовершенствования. Боитесь спускаться по крутому снегу? Все равно делайте это. Плохо лазаете по скалам в кошках?  Не упускайте возможность, чтобы попрактиковаться в этом. (Прим.: можно сказать и так — практикуйтесь не только в том, что у вас получается хорошо, но особенно — в том, что не получается и что вы «не любите»). Мы не профессионалы, но у нас есть профессиональная гордость. Мы хотим быть лучшими, насколько это возможно. В противном случае когда-нибудь что-нибудь «нелюбимое» станет непреодолимым препятствием на маршруте.

5) Вы должны доверять станции. Откиньтесь на самостраховке. Если страхующий нервничает в этом положении, и пытается стать в неудобной позе, чтобы разгрузить станцию, лидер так же не может ощущать себя в безопасности.

6) Не стойте без дела, только если вы не решили отдохнуть и перекусить — тогда безделье поощряется. Если один бухтует веревку для спуска, другой может в это время вязать узлы на концах. Если один читает описание, другой приводит в порядок снаряжение.

7) Поддерживайте в себе ощущение положительной уверенности — тогда все пойдет лучше. Однажды я с товарищем попали в сложную ситуацию в Red Rock Canyon. Заставив себя изменить отношение к происходящему, мы смогли задействовать наши скрытые резервы и «спастись». Если что-то спасет вас однажды на маршруте — я думаю именно это ощущение.

8) Не позволяйте, чтобы вид маршрута испугал вас. Подойдите ближе, попробуйте. Если действительно страшно — продумайте, в каких местах вы сможете отдохнуть, где застраховаться, откуда можно будет вернуться. В итоге, если эта попытка разбить большую проблему на несколько маленьких вас не вдохновила — возвращайтесь с чистой совестью.

9) Если другие рассказывают об «ужасах» на маршруте, или вы знаете, что кто-то был вынужден там повернуть обратно — возможно, на самом деле там нет ничего страшного… попробуйте.

10) Чтобы лидировать на маршруте, вы должны заглушить в себе мысли о том, как вам тяжело, как мало вы спали и т.п. Сосредоточьтесь на лазании, а не на … «только бы не сорваться».

11) С другой стороны, иногда бывает не ваш день. Уступите роль лидера другому, расслабьтесь и получайте удовольствие. «Неудача» сделает последующий успех более приятным.

12) Всегда учитывайте, что возможно вам придется отступить, но возможность отступления не должна давлеть над вами. Например, мы планируем взять на маршрут одну веревку. Что будет, если придется дюльферять? Вероятно, придется оставить большую часть снаряжения, организуя станции для спуска. Но это может быть приемлемым риском, если маршрут не длинный, погода хорошая и т.д.

13) Тщательно отбирайте снаряжение. Не бывает много вариантов необходимого снаряжения — только один. На каждом маршруте набор необходимого снаряжения разный.

14) Мой опыт говорит мне снова и снова — «light and fast» безопаснее. Сколько раз мы обгоняли команды с огромными рюкзаками, хотя они ночевали под маршрутом, а мы поднимались из долины! Легкий стиль позволяет сэкономить много сил.

15) Команда из трех человек — хороший вариант, если они достаточно опытны. У них общая горелка, палатка, веревки, снаряжение. Один лидирует, двое лезут одновременно. На простом рельефе все одновременно. На сложном — есть возможность чаще меняться, разделив нагрузку на всех. В случае НС больше возможностей. Хождение по леднику безопаснее.

16) Одновременное движение — это важный навык. Как и движение на короткой веревке, импровизированные обвязки, bowline-on-a-coil и другие «старинные» техники, которые люди, выросшие на стендах, считают экзотическими, не заслуживающими внимания и небезопасными.

17) Упущенное время трудно нагнать. Все время двигайтесь вперед.

18) Если есть возможность, поставьте точку страховки и скомандуйте напарнику «самостраховка!». Пока он готовится (к подъему), укрепите станцию, добавив точки страховки. (Прим.: применимо не всегда — зачастую следует сначала полностью собрать станцию).

19) Альпинист должен понимать, что есть ситуации (или места), когда срываться нельзя. Когда срыв опасен не только для него, но и для партнера. «Моральная стойкость» — это часть игры. Именно поэтому время от времени нужно практиковаться в лазании соло. Не стоит рассматривать фри соло как полностью неприемлемое для себя, подходите к этому вопросу прагматично. Задайте себе вопрос, пройдя веревку — смогли бы вы пройти его соло, если потребуется? Если вы не готовы к такому отношению — будьте осторожны, собираясь на сложный маршрут: вы можете столкнуться на нем с ситуациями, к которым вы не готовы.

20) Не пытайтесь произвести впечатление на других. Однажды я был в опасной близости от серьезной травмы только из-за того, что захотел казаться сильным человеку, в которого был влюблен. Сейчас, когда я чувствую, что у меня начинает возникать такое отношение, — я борюсь с ним, целенаправленно ограничивая интенсивность лазания. Я все еще учусь.

21) Подробно записываете ваши путешествия. Я не могу сформулировать, почему это важно, но я думаю, что это дало мне многое.

22) Всегда начинайте свой день рано, например в 5 утра.

23) Используйте максимально тонкую веревку, насколько это оправдано. На ледниках — 8 мм или меньше. Типичный маршрут в Каскадных горах — ледник и затем гребень сложностью 5.5. Возьмите 50 м. 8-ми мм веревки, при лазании на скалах сложите ее вдвое.

24) Еще пример того, как следует всегда искать возможность чему-то научиться: вы лидируете 5.9, а сложность маршрута — всего 5.5? Оставьте камы дома, попрактикуйтесь страховаться только закладками и гексами. Или лезьте в ботинках, чтобы улучшить свое умение.

25) Палатка летом не нужна (прим. — это справедливо не везде) . Достаточно взять BD Betamid.

26) Никогда не готовьте (на восхождении) ничего, что требует большего, чем просто закипятить воду.

27) Если партнер потерял снаряжение на маршруте — разделите потерю на двоих. Будьте тактичны — напарник, так же как и вы в подобной ситуации, оплакивает потерю «железки» стоимость 50 баксов. Делите свои затраты на двоих, делитесь едой и хорошим отношением. Вы должны полностью доверять один другому, и подобные жесты доброй воли помогают наладить отношения.

28) Если вы веселитесь или поете на маршруте, вероятно вам нужен такой же напарник.

29) Наверное хорошо, когда у вас несколько разных напарников — один более сильный, другой — слабее. Лучше, если эта разница взаимно дополняется на разных видах рельефа (Прим.: например, один хорошо лазит на скалах, другой — на льду). Или же вы можете выбрать схему, когда вы лидируете на маршруте, а партнер «отрабатывает», работая первым на спуске.  Это — одна из причин, почему давние партнеры могут улучшить прежние достижения.

30) Я уже упоминал про одновременное движение. Не надейтесь, что вам удастся его избежать на 1000-метровом маршруте!

31) И пожалуй самое важное — гордитесь своим мастерством и наслаждайтесь теми ощущениями, что приносит вам альпинизм.

  • Jan 02, 2019
  • Комментарии: 0

Комментарии: 0

Нет комментариев

Оставить комментарий

Заполните обязательные поля*